Фермерское хозяйство. Продажа козьего молока Бюро переводов Санкт-Петербург Турфирма ОЛЬВИЯ Великий Новгород, ул. Чудинцева,9 тел. (8162)773-775, 55-82-29 Umka ;

Новгородский художник Олег Васильев на непростом пути управленца и творческого человека

11.04.2013 19:22:19

Олег Анатольевич посвятил Детской художественной школе четверть века, обучая юных новгородцев основам изобразительного искусства.

Столь значимая дата, возможно, осталась бы незамеченной в суете будней, если бы не благодарные ученики, которые позвонили в газету «Новгородочки» и предложили написать о своем любимом преподавателе статью.

В Интернете о художнике я нашла лишь небольшую заметку. В ней говорилось, что Олег Васильев родился в городе Сатка Челябинской области, и ни слова о том, каким ветром этого талантливого человека занесло в Великий Новгород.

Фото с сайта: www.artreestr.ru
художник, олег васильев, рисование, детская художественная школа

— Мой папа из Новгородской области, а мама с Урала. Познакомились они в городе Сатка, где отец оканчивал ремесленное училище и работал на металлургическом комбинате сварщиком. А вообще отец у меня хоккеист. Играл в Челябинском «Тракторе», в знаменитом новгородском «Химике», долгие годы был первым и единственным судьей республиканской категории по хоккею в нашем городе и тренером команд «Химик» и «Заря», - начинает свой рассказ мой собеседник.

В Новгород Васильевы переехали в 1966 году. В 1968 году Олег пошел в первый класс единственной тогда в Западном районе школы № 18. В этой школе открылась изостудия, которой руководила Тамара Ефимовна Басова, замечательный педагог и художник, сумевшая передать любовь к искусству своему ученику. А уже в 1973 году, когда начала свою работу Новгородская детская художественная школа, Олег, успешно сдав вступительные экзамены, поступил на первый курс.

— Художественная школа заполнила все мое свободное и несвободное время, хотя в хоккей, футбол, волейбол тоже играл — продолжает Олег Васильев.- Но «художка» была главной. Рисовал я постоянно и на уроках, и дома. Мама меня во всем поддерживала, и была главным ценителем моих первых произведений. Творческих амбиций и успехов за пять лет школы было много, но с поступлением в художественный ВУЗ не получилось, и я был призван в армию. Служил в милицейском полку знаменитой дивизии Дзержинского в Москве. 2,5 года службы оставили серьезный отпечаток в моей жизни. До того как отдать долг родине, я работал в производственном объединении «Комплекс», а в трудовой книжке у меня стояла запись «художник-оформитель». Правда, в армии художником мне поработать так и не пришлось. Художник там уже был, и, честно говоря, я ему не завидовал. А у меня служба была настоящая и всякое, в том числе и отнюдь не парадную Москву, пришлось повидать. Я отличник милиции I, II степени. Самые сильные впечатления остались от Олимпиады. Самые горькие – от похорон Владимира Высоцкого. Да и много другого хватало. Не думал, что продолжу рисовать….

Но, отслужив, Олег Анатольевич все-таки стал работать художником в монтажном управлении «Севзапмонтажавтоматика», и поступил на заочное отделение художественно-графического факультета Ленинградского института им. Герцена.

— Хоть я и учился на «заочке», к сессиям относился серьезно. Дипломную работу писал по искусствоведению. В собрании нашего музея находится замечательная икона «Видение пономаря Тарасия», на которой изображен Новгород 16 века. Причем, топографически иконописное изображение совпадает с существовавшей местностью. Подобного в русской иконописи нет. Образ города в этой иконе стал темой моего исследования.

Работа над дипломной темой открыла Олегу Васильеву двери в музейные фонды, архивы и хранилища научных библиотек.

- В Новгородском, Русском и Историческом музеях мне предоставляли возможность работать с уникальным материалом. А наш музей разрешил использовать для защиты диплома великолепные слайды знаменитого русского ученого Алексея Ильича Комеча. Тогда это было из области фантастики. В результате, вместо 15 минутной процедуры защиты получилось двух часовое повествование об иконописном шедевре. Я получил 5 с плюсом, а работа заняла первое место среди студенческих научных работ Ленинграда 1987 года. Правда, об этом я узнал спустя почти пять лет. Мне предлагали остаться в аспирантуре и поступать в Петербургский университет, но я уже был приглашен преподавать в родную художественную школу.

Уже тогда художественная школа стала для Олега Васильева не просто местом работы, а чем-то более значимым. Вторым, а иногда даже первым домом.

— Через два месяца после начала моей работы директор уехал в командировку и назначил меня исполняющим обязанности. И с октября 1987 года я окунулся в руководство школы, или как сейчас говорят, занялся практическим менеджментом. Я чувствовал, что мои учителя, основатели школы, уже устали и система обучения становилась догматичной и скучной. Это нормальное явление, трудно держать себя в тонусе, довольно долго ничего не меняя. А время требовало перемен. В 90-е годы, когда на западе появился интерес к современному русскому искусству, когда люди начали свободно выезжать за рубеж, зарабатывать не преподаванием, а собственным творчеством, основатель школы - Александр Алексеевич Варенцов занялся именно этим, оставил школу, а я стал директором. И по сегодняшний день стараюсь, чтобы творческая атмосфера не застаивалась, чтобы школьная жизнь менялась и в чем-то даже опережала время.

А в тот период в здании Судейского городка Новгородского Кремля, кроме художественной школы, находилось еще несколько организаций.

- Конечно, это было не очень удобно. И конфликты бывали. Еще во время моей учебы в 1976 была построена мансарда. Вроде бы расширились, но между нашими этажами была музыкальная школа. К счастью, через некоторое время выехали службы Управления культуры, а потом и музыкальная школа имени Аренского получила собственное здание. Теперь весь дом наш, мы его бережем, украшаем и спасаем, потому что средства выделяются только на текущие коммунальные расходы, - сетует Олег Васильев. – 15 лет назад были выделены бюджетные деньги на капитальный ремонт крыши, да и те «урезали» на две трети. С той поры больше никакой помощи не было. И это вечная беда школы. Ну не должны мы одни этим заниматься, ведь это муниципальная школа. А нам говорят, чтобы «поработали» с родителями, – негодует художник. - Но наша позиция принципиальная – поборами не заниматься! Школа честная, открытая, только один раз мы попросили родителей собрать мизерную сумму. Своими силами, никого не нанимая, ремонтировались. В 2005 году заключили договор о сотрудничестве со «Сбербанком». До этого новгородский бизнес не спешил нам помогать.

Фото с сайта: gazetanovgorod.ru
художник, олег васильев, рисование, детская художественная школа

Мы неоднократно проводили выставки «Сбербанка», совместные мероприятия. Очень запомнилась интересная экспозиция «История «Сбербанка России». На средства, выделенные банком, была отремонтирована большая часть интерьеров здания и все коммуникации. Благодаря этому, открыли отделение для малышей 5 лет и младших школьников. Правда, попасть туда сложно. Из-за большого количества желающих люди за три года вперед записываются на это отделение. Вообще, тенденция развития обучения изобразительному искусству весьма позитивны. В первый год, когда художественная школа только открылась, нас было 45 человек, а сейчас здесь учатся 500 с лишним ребят! Причем резкое увеличение произошло за последние пять лет.

И это неудивительно. Ведь половина преподавателей являются членами «Союза художников».

- Наши выпускники поступают в ведущие вузы страны, а потом работают по специальности в России и за рубежом, - отмечает Олег Анатольевич. - Кстати, в области изобразительного искусства у нас самая низкая стоимость обучения. Образование на бюджетном отделении бесплатное, оказываем и платные дополнительные услуги. И хотя для дошкольников и младших школьников обучение платное, но по сравнению с частными кружками дешевле почти в 2-4 раза. Мы стараемся, чтобы услуги художественной школы для всех детей были доступными. Ощутимые скидки предоставляются многодетным семьям, малообеспеченным, семьям с трудной жизненной ситуацией. Необходимо, чтобы талантливые ребята учились! Художественная школа - не машина по производству денег, как считают некоторые руководители. В 90-е годы ситуация была такой — неважно чему ты учишь, главное, чтобы приносило прибыль. А сейчас другая беда - зарабатывать нас не заставляют, но если ты не будешь этого делать, то учреждение просто не выживет. По сравнению с образовательными учреждениями, учреждения культуры находятся в худшем положении. Мы не можем участвовать в федеральных образовательных проектах и обеспечить себя оргтехникой за счет государства. Наше образование считается дополнительным, хотя оно по сути профессиональное. Ведь 56% наших выпускников выбирают его как профессию и становятся художниками, дизайнерами, мастерами прикладного искусства. Да и социальной несправедливости хватает, к примеру, в 2000 году просто взяли и ликвидировали пенсию по выслуге лет преподавателям учреждений дополнительного образования. Почему-то считается, что педагог в школе больше выкладывается, чем педагог художественной школы. К слову, мой рабочий день огромный - 12 часов. После бесконечной и отнюдь не безоблачной административной работы, еще и кропотливая работа с каждым учеником в классе. Конечно, это накладывает определенный отпечаток на физическое состояние.

Когда Вы успеваете писать картины и готовиться к выставкам?

— Жизнь заставляет выживать художника в любых условиях, и я не исключение. Последние 2 года я пишу в школе, проводя урок по системе мастер-класса. Совместное творчество продуктивно и для ребят и для меня. Работаю в выходные, также есть большой летний период во время каникул. Вдохновения не жду, это все не про меня. Мой творческий процесс строится по-другому. Возникает идея, ценная для меня своей уникальностью, новизной и огромное желание эту идею воплотить. Творческий процесс сродни научному процессу, и совсем не обязательно, есть у тебя кисть в руках или нет. Ты можешь виртуально творить, сидя на совещании, в общественном транспорте, по дороге на работу или домой. Художник - он всегда художник, он даже во сне художник. Когда передо мной холст, и я должен воплотить свою идею, то я пишу без сомнения, быстро. Может потому, что уже очень большой опыт, и мне не важна техническая составляющая идеи. Иногда бывает, что я даже в палитру не смотрю, все идет автоматически. Неважно как, а важно что. И тогда получается!

У вас бывали случаи, когда сюжет картины вам приснился?

— Постоянно. Правда не хочется себя сравнивать с Дали. У меня очень сильный ассоциативный ряд. Вот, кто-то увидел красивую вещицу и нарисовал. У меня совершенно не так. Эта вещица может подтолкнуть к тому, что я напишу острый, колючий портрет или сюжетное произведение. Она может ассоциироваться у меня с тем, кого я когда-то видел, или никогда не видел, или почувствовал… Творчество – это всегда чудо. Настоящее творчество.

Много ли одаренных детей приходят к вам в школу?

— Детей одаренных очень много. В середине своей творческой деятельности для меня было важно, какие победы занимают мои маленькие ученики на конкурсах. Но однажды директор нижегородской художественной школы Владимир Колесников сказал мне: «Я этих детских выставок насмотрелся выше крыши». Причем, сказал это так небрежно, что меня задело. Я возражаю: «ну как же так, это же детское искусство!». А он: «Ну и что. Вот оно красивое, хорошее. А если это школьные выставки, то их нужно проводить по одному принципу – учебный рисунок (конструкция) и пленэрная работа (живопись на природе). Все! По этим работам можно проверить образовательный уровень любой школы». Тогда я не занимался изучением детского искусства как явления, что-то не понимал и не так видел. Теперь, согласен с моим оппонентом. В действительности все детские выставки хороши, там нет плохих работ. Коллеги из Русского музея подарили мне каталог выставки «100 лет детского творчества из фондов ГРМ» Выставка с успехом экспонировалась в США. Я увидел и сравнил то, что было 100 лет назад и то, что сейчас. И был поражен схожестью уровня детского творчества разного времени. Детское искусство эволюционирует только в возрастных рамках от 5 до 15-17, а дальше, когда человек взрослеет, начинается то искусство, которое принято называть актуальным, современным, реалистическим, классическим и тому подобным. Ребенок по определению мыслит как художник. Нет ни одного ребенка, который бы не рисовал. В рисунке малыш проговаривает целый мир. Это чистое искусство - его наивное творчество. А школа, как не парадоксально – инструмент насилия над творческой личностью. Это насилие нужно предельно нивелировать, то есть создать такие условия для обучения, чтобы в начале была игра, потом вход в занимательную структуру, далее сотворчество, а потом творчество. Конечно, не все дети доходят до конца пути и становятся художниками. В выпускных классах учебные задачи очень сложные, но, тем не менее, они интересные. И если преподаватель поддерживает этот интерес, успех ученикам обеспечен.

Вы бы поменяли свою профессию?

- Однозначно нет. Это служение. Собственным творчеством часто приходится жертвовать, но мне не жалко жертвовать детям. Трудно стало работать директором, не потому что я стал хуже. У меня второе образование-менеджмент, считаю себя профессионалом не только в искусстве, но и в администрировании, но, к сожалению, я вижу много абсурдных вещей, которые происходят на всех уровнях. В чем проблема нашего государства? Беда-то в том, что к экспертизе специалистов относятся высокомерно, а потом начинают лихорадочно расхлебывать бездарные решения. И так во всех областях. Раньше я очень остро реагировал на эти «благоглупости», переживал. Но нас так сильно приучили рассчитывать только на себя, что теперь я совершенно спокойно и уверенно управляю нашими собственными ресурсами. В Новгородской детской художественной школе чудесные дети, замечательные родители и очень креативные художники-педагоги, мы живем и творим в центре российской культуры. А это счастье! Только бы не мешали…

Художественная школа Великого Новгорода находится по адресу Кремль, д. 2. Телефон/факс +7(8162)738277

Сайт художественной школы Великого Новгорода doors4art.ru

Google+