Фермерское хозяйство. Продажа козьего молока Бюро переводов Санкт-Петербург Турфирма ОЛЬВИЯ Великий Новгород, ул. Чудинцева,9 тел. (8162)773-775, 55-82-29 Umka ;

Поощрение или наказание?

27.04.2013 17:23:45
../Views/Shared/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B0%20%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B0

Татьяна Чернева

Я талантливая женщина. Мой талант самый нужный – быть счастливой.

Поощрение или наказание?

Управлять, сдерживать, направлять, запрещать, ограничивать, заставлять… можно продолжать бесконечно. Все эти глаголы обозначают некую форму контроля и предполагают применение власти для лучшего контроля над ребенком. Давайте рассмотрим, как же работает этот контроль, основанный на власти.

Родитель берет на себя ответственность за ребенка. Он хочет, чтобы его подшефный отвечал на заботу покладистостью, сговорчивостью, исполнительностью, уступчивостью и т.д. Т.е. ребенок должен стать послушным. А что значит стать послушным? Очевидно, подчиняться авторитету взрослых, любых взрослых (родителей, воспитателей, учителей и даже соседей). Цели и средства, как этого добиться всегда определяются родителем, исходя из собственного понимания пользы для ребенка. Так совсем недавно, одна мама пыталась присутствовать на занятии в школе лидерства под предлогом помощи ребенку. Ребенок в маминой заботе на занятии не нуждался. Мама настаивала, что ему без нее плохо. Хотя поведение мальчика говорило об обратном. Ему было хорошо на занятии без контролирующей мамы, и когда она все же ворвалась в зал для занятий и настаивала на своем присутствии – расплакался. Намерения контролирующих родителей, как правило, самые добрые.

Вспомните, как наши родители говорили нам в детстве: «Вот вырастешь, ты за это мне еще спасибо скажешь!» или «Я это делаю для твоей же пользы». Большинство контролирующих людей – будь то родитель, педагог, начальник – пытаются этой логикой оправдать свое стремление навязать контроль. Эти люди уверены, что имеют право, ведь они старше, умнее, опытнее, лучше обучены, чем ребятишки.

Мне абсолютно не нравится ситуация, когда ребенка учитель удаляет из класса, который мешает вести урок и, значит, удовлетворять потребность педагога в обучении учащихся. Учитель лжет себе, думая, что осуществляет контроль для того, чтобы помочь проблемному ребенку. Он выгоняет ученика из класса, чтобы помочь себе. Дети понимают это.

На чем же строится власть контролирующего родителя? Да на использовании практики кнута и пряника, поощрений или наказаний.

Поощрения один из любимейших источников власти контролирующих родителей. Если ребенок голоден, то используется исключительный доступ к еде. «Таня, если ты поможешь мне накрыть на стол, то ты сможешь сесть и пообедать». Или так, если ваш ребенок хочет новые кроссовки «Если ты будешь содержать стол в порядке, я дам тебе денег на новые кроссовки».

Это и есть контроль путем обещания последствий, которые приведут к удовлетворению потребностей ребенка и станут таким образом «поощрением».

Другой источник власти – возможность наказать, причинить боль или неудобство ребенку. Желая привить ребенку, любовь к здоровому питания, мама говорит сыну: «До тех пор, пока ты не съешь все овощи, будешь сидеть за столом, и никакого компьютера». Это контроль посредством лишения ребенка чего-то важного для него, и в результате он чувствует себя «наказанным».

Мы видим, что поощрения и наказания – основные источники власти сторонников строгой дисциплины. В отношениях взрослый – ребенок сила почти всегда на стороне взрослого. Но, ребенок взрослеет, становится подростком и тогда возможность взрослого поощрять или наказывать постепенно снижается и однажды окончательно сойдет на нет.

Для малышей у контролирующих родителей в арсенале огромный ассортимент поощрений: еда, одежда, напитки, игрушки, наборы для творчества, деньги, сладости, жевательная резинка, чипсы и т.д. Ничуть не менее впечатляющим выглядит и список возможных наказаний. Мало того, что мамы и папы лишают детей каких-то удовольствий, они к тому же имеют возможность причинять боль, ограничивать в перемещении, кричать, ругаться, обзываться, насильственно кормить нелюбимой едой, пугать и т.д. Я думаю. Каждый из вас в состоянии пополнить этот список.

Так как же действуют поощрения?

Чтобы поощрения были эффективны, необходимы три условия:

Ребенок должен серьезно нуждаться в чем-то

Поощрение должно удовлетворить эту потребность.

Ребенок должен зависеть от родителя (т.е. не иметь возможности удовлетворить эту потребность самостоятельно).

Взрослые могут использовать поощрения только двумя способами:

Обещать награду при условии, что ребенок сделает то, чего хочет родитель.

Дождаться, когда поведение ребенка приблизится к желаемому, и тогда поощрить его.

Например, «Если ты пойдешь без напоминания и почистишь зубы, я прочитаю тебе книжку».

Этот метод отлично работает в самых разных поведенческих ситуациях. Он успешно меняет некоторые нежелательные аспекты поведения детей. Правда в ряде случаев этот метод имеет жесткие ограничения и не срабатывает. О чем более подробно я напишу в следующих публикациях.

Как действуют наказания?

Как и в случае с поощрениями для эффективного воздействия наказаний на ребенка, необходимо соблюсти ряд основных условий:

Наказание должно восприниматься ребенком, как действие, причиняющее ему ущерб, быть противоположным его потребности.

Наказание должно вызывать у него отрицательные чувства, достаточные для того, чтобы прекратить нежелательное поведение.

Ребенок не должен иметь возможности избежать наказания.

Наказание также работает двумя способами:

Родитель может угрожать применением наказания, если ребенок не изменить свое поведение. «Если ты не уберешь сейчас же бардак. Я тебе такой нагоняй устрою, не забудешь до конца недели!»

Родитель может действительно выполнить обещанное наказание в результате каких-либо «неприемлемых» действий, которые ребенок уже совершил: «Ты не сделал уроки из-за игры в компьютер, теперь ты лишен его до конца четверти».

Я противник наказаний, и в следующих публикациях расскажу, почему. Однако здесь отмечу. Что этот метод воспитания сложен в применении. И вот почему:

- время наказания должно наступить сражу же после поступка;

- интенсивность наказания, оно не должно быть слишком суровым и слишком строгим.

Кроме всего прочего, надо помнить, что наказание может иметь серьезные побочные эффекты, нанести ребенку психологическую травму.

Учитывая, вашу огромную заинтересованность, не буду ставить условий для продолжения публикаций. Люблю вас безусловной любовью.


Google+