Фермерское хозяйство. Продажа козьего молока Бюро переводов Санкт-Петербург Турфирма ОЛЬВИЯ Великий Новгород, ул. Чудинцева,9 тел. (8162)773-775, 55-82-29 Umka ;

В гостях у пастуха-пограничника

04.01.2013 17:51:24

Новгородский автостопщик рассказывает про удивительный Иркештам – аул на пересечении киргизско-китайской границы. Алексей Желнин продолжает делиться своими впечатлениями от пешего путешествия в Китай.

автостопом в Китай

- Иркеш – имя чабана (пастух овец, примеч. авт) пограничника, жившего здесь давным-давно, с киргизского переводится как сарай. Сегодня Иркештам - место отдыха на пути следования караванов. Имею ввиду фуры, выезжающие с территории Китая для перегрузки товаров в поджидающие их грузовички. Грузчики, водители, повара и хозяева гостинец всех национальностей представлены здесь в изобилии. Кругом стоят вагончики. Внешне они мало различимы, но предназначение их отлично, - рассказывает Алексей. - В одних Вас с удовольствием накормят блюдами уйгурской, китайской или киргизкой кухни. В других вы можете остановиться на ночлег в среднем за 100 сом (киргизская денежная единица). Третьи - переоборудованы под торговые точки. Местные живут там же, где работают. Все вагончики отапливаются угольными печками, но электричество есть. Одна из главных достопримечательностей Иркештама – контрольно-пропускной пункт, у которого наш герой оказался одним субботним вечером.

- Подойдя к КПП, я узнал, что граница закрыта на выходные, и перейти её раньше чем в 9 часов утра понедельника нельзя. Словом, мне предстояло провести в Иркештаме две ночи и один день. Вопрос где? - продолжает Леша. – Тогда я вспомнил слова водителя, подбросившего меня до Иркештама: «Если что, приходи в 41 вагон». Но я решил проявить самостоятельность и поспрашивать, как тут обстоят дела с ночлегом. В первом же магазине встретил хозяйку гостиницы-барака, которая ввела меня в курс по поводу цены за ночь. Оказалось, что заплатить за две ночи, у меня просто не хватит денег. Спросил, не примет ли она меня за 150 сом на две ночи, при условии, что я буду спать в своём спальном мешке, и ей не придётся стирать постельное бельё после меня. Подумав немного, она согласилась. Заселившись, я пошёл знакомиться с окрестностями. Мои друзья, проезжавшие здесь раньше, очень хорошо отзывались о гостеприимстве местного фельдшера, что живет при аптеке. К нему я и отправился. Отыскав аптеку, фельдшера в ней не застал. На выходе бородатый мужчина арабского вида поздоровался со мной по-китайски. Я ответил ему «здравствуйте» и протянул руку. Он спросил, что мне надо и подсказал, где найти фельдшера. Она смотрела турецкий сериал на русском языке с киргизскими субтитрами в соседнем вагончике, в котором располагалось кафе. Напомнив ей про наших общих знакомых - высокого Пашу и миниатюрную Лену – я объяснил ей свою ситуацию с ночлегом. Тогда женщина сказала, что оставить меня ночевать не сможет, а вот чаем с лепёшкой напоит с удовольствием. Попив чаю, поблагодарив её, уже плотно вошедшим в мой словарный запас, словом «рахмат», я пошел спать.

Комната в гостинице мне досталась просторная, светлая, с большим окном. Отапливалась она электрообогревателем, на полу постелен ковер, две двухъярусные кровати вдоль стен, стол, стул, кресло и телевизор. Убираются в комнате, по всей видимости, нечасто. Но, в целом, было уютно, да и на фоне всего Иркештама - это были шикарные апартаменты. Когда солнце закатилось за гору, ощутимо похолодало. Маленький обогреватель с трудом поддерживал комфортную температуру. Чтобы не мёрзнуть, я собрал с соседних кроватей, уже полюбившиеся мне одеяломатрацы, и накрылся ими поверх спальника.

На следующий день я снова отправился в гости к фельдшеру. У нее в гостях был один местный, занятый на перегрузке китайских фур. Мы разговорились, он рассказал, что живёт в горах и промышляет охотой на горного козла и кабана. Да и фельдшер на этот раз оказалась более разговорчивой. Рассказала историю Иркештама и, что сама она из кишлака (сельский населенный пункт, прим. ав.) около города Ош, в котором живут ее дети. В Иркештаме работает фельдшером и содержит государственную аптеку, а кафе это уже её маленький бизнес. От нее же я узнал, что место это суровое, в феврале мороз до минус 40 градусов опускается и держится зима держится вплоть до мая. Дорогу заметает, и они остаются отрезанными от цивилизации на несколько недель. Позапрошлой зимой не было связи две недели. Тогда несколько человек погибли, пришлось вызывать МЧС. Летом тоже не сахар, когда ветра нет - всё хорошо, но когда подует - от зимы не отличить. Погостив у неё пару часиков, вернулся в комнату, и провёл весь оставшийся день за изучением разговорных фраз на китайском.

Ночь с воскресенья на понедельник для нашего путешественника выдалась более оживленной.

- Мне подселили соседей, по два человека на койку, - смеется Алексей. - Это были водители грузовиков, уйгуры, по- русски они не разговаривали. Видимо, прошлой ночью замёрзли спать в кабинах, и сменили место ночёвки. Спали они по очереди, один два часа машину прогревает, другой спит, потом меняются. Утром быстро собрался и вперед на встречу неизведанному. Китай уже совсем близко.

Подсев в первый попавшийся грузовик, Алексей доехал до китайской пограничной службы.

- Первый КПП - проверка документов, второй КПП - проверка документов и досмотр ручной клади, - продолжает Леша. - Тщательно проверив содержимое моего рюкзака, китайские пограничники посадили меня на фуру, пожелали удачи, и отправили на таможню за штампом о въезде, попросив водителя, чтобы подсказал. До таможни, оказалось около 150 километров и ещё один пограничный КПП. Строящаяся дорого пролегает через горный массив, в котором живут люди, пасётся скот, есть бетонные заводы - целая инфраструктура на нейтральной территории. На третьем пограничном посту переписали мои данные в тетрадь и отправили дальше. Добрались до таможни, а она словно вымерла: двери открыты и нет ни души. Побродив по залу, вышел на улицу, чтобы узнать у кого-нибудь, что происходит. Только я вышел, водитель принялся махать мне руками: мол, иди назад. Я подошёл к нему и, объясняясь на интернациональном языке жестов, понял, что мы попали в обеденный перерыв, и ждать надо ещё час. Дождался. Пограничники проверили документы, просветили на ленте рюкзак, поставили штамп на въезд и здравствуй Китай! Выйдя с таможни в приподнятом настроении, бодро зашагал в сторону трассы на Кашгар.

Первый остановившийся водитель хотел денег за помощь, но так как я не мог его порадовать, то пришлось отказаться от его услуг. Тем временем на таможне стали пропускать фуры. Старые знакомые, с которыми мы с самого Иркештама периодически виделись, не оставили меня без внимания и на этот раз. Остановилась фура, и водитель сам спросил: «Каши??». Радостно кивая головой, я забрался в кабину. И снова перевалы, горные реки, строящаяся дорога и прочие прелести приграничного пейзажа. Спешу отметить, что Киргизия граничит и Уйгурским округом Китайской народной республики. И уйгуры - это не совсем китайцы в привычном представлении. На этой народности плотный отпечаток кочевнической жизни. При этом они убеждённые мусульмане. Мечети есть во всех поселениях. И как мне показалось, на общем облике сказывается близость Пакистана. В целом народ приветливый, доброжелательный, отзывчивый и любопытный.

До Кашгара Алексей Желнин добрались ещё засветло. Там он прямиком отправился в Интернет - кафе, чтобы уточнить адрес хостела, который отозвался на его запрос на сайте каучсёрфинг.

- Кафе я нашел довольно быстро, тому поспособствовали лёгкие для запоминания иероглифы в обозначении, - отмечает Алексей. - Там на всё том же интернациональном языке объяснил, что меня интересует. Всё то же любопытство к высокому, на голову выше всех окружающих, бородатому европейцу, заставляло китайцев не оставаться в стороне. Они с радостью мне помогали, хотя никто ни слова не понимал из того, что я говорил, - смеется молодой человек. - Совместными усилиями мы выяснили, в какую часть города мне надо. Мне посоветовали взять такси. Такси по городу оказалось совсем дешёвым. Попросив у водителя телефон, я созвонился с хостелом. После передал трубку водителю и на другом конце провода ему объяснили, куда меня доставить. К тому времени уже стемнело, город зажёгся всеми огнями. Зрелище потрясающее! Поездка по ночному, светящемуся всеми цветами радуги городу, ещё больше прибавила мне настроения. Водитель доставил меня в лучшем виде. Ребята из хостела встретили у дверей на улице, как дорогого гостя.

О новых приключениях Алексея Желнина читайте позже.