Патриотизм — это иммунная система народа,
а если прибегать к военным сравнениям, —
кольчуга. Когда в обществе ослабевает патриотизм,
начинаются исторические болезни: смуты, самозванство,
по-дурацки проигранные войны, презрение к ратному труду,
экономическое запустение при наличии всех условий для процветания,
приход во власть людей, которых и к весам-то в гастрономе нельзя подпускать —
не то что к государственной казне.
Юрий Поляков.
- А во что сегодня мы с тобою будем играть? – спросила я пятилетнего молодого
человека.
- В Леню Голикова, - ответил он мне. Я буду Леней Голиковым, а ты будешь фюнф
киндер.
- Хорошо, - согласилась я, к своему великому стыду не представляя, кто такой
этот фюнф киндер.
А дальше, маленький человек рассказал мне о Лене Голикове столько, сколько не
знает и сто взрослых человек. Спросите сейчас себя, а что я знаю о подвиге
нашего земляка? Ну, хотя бы в каком районе области совершил свой подвиг Леня
Голиков?
Я смотрела на своего маленького клиента и восхищалась им. Он не хотел быть ни
человеком-пауком,ни дальнобойщиком, ни ментом наконец. Он выбрал для подражания
образ настоящего, истинного героя. Хвала и почет родителям мальчика. Как же
сейчас не хватает нашим детям объектов для самоидентификации.
Завтра я буду проводить первое занятие в новом проекте «Школа лидерства», мой
сегодняшний гость обогнал время и меня саму, он провел со мною урок, как
наилучшим образом воспитать в детях волевые и моральные качества.
Нашему обществу срочно требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с
яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается "дефицит
нравственности" у отдельных личностей и во взаимоотношениях между людьми.
Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры
является резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей
нашего народа. В последние годы четко видно отчуждение подрастающего поколения
от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы
воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и
воспитательной деятельности.
Лена, я знаю, что вы это прочтете, Вы удивительная и тонко чувствующая
мама. Когда политики и ученые пишут программы о патриотическом воспитании
молодежи, Вы берете и этот самый патриотизм не взращиваете, нет, вы его дарите
своим детям с любовью и безнасильственно.
Сто раз согласна, что воспитывать патриотизм необходимо с дошкольного возраста.
В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка,
эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе,
начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни
человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического
воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и
поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно
в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная
концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще
не создана. Так может стоить приехать в нашу простую новгородскую семью и
попросить нашу маму, по имени Елена рассказать, как ей удалось в душе ребенка
взрастить любовь к Лене Голикову, а не к Шреку?
Покопалась немного в интернете и нашла список литературы по воспитанию
патриотизма, дерзайте и я вместе с вами:
Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд-во
МГУ, 1984. - 104 с.
Барило О.С. Педагогические условия раннего разностороннего
духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста: Автореф. :
канд. пед. наук / Костромской гос. ун-т им. Н.А. Некрасова. - Кострома, 1999. -
19 с.
Батуев А. Экология духа. А.А. Ухтомский и русская культура // Русь. - 1996. - №
2. - С. 16-19.
Бахтина Н.Б. Воспитание любви и уважения к матери // Нравственное воспитание в
детском саду. - М., 1959. - С. 176-186.
Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13-ти Т. - М.: Изд-во АН СССР, 1955. - Т. 4.
- 684 с.
Белкина В.Н. Взаимосвязь социально-психологического статуса ребенка в группе
сверстников и мотивов его поведения // Формирование личности и интеллекта в
дошкольном возрасте. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1995. - С. 20-25.
Белкина В.Н. Некоторые психологические вопросы взаимодействия детей со
сверстниками в условиях различных видов деятельности // Психологические аспекты
гуманизации педагогического процесса. - Ярославль, 1991. - С. 56-63.
Белкина В.Н. Психологические проблемы организации совместной деятельности детей
дошкольного возраста // Формирование интеллектуальной и личностной готовности
ребенка к школе. - Ярославль: ЯГПУ, 1992. - С. 41-50.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. - М. - 302с.
Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение,
1988. - 110 с.
Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983. - С. 271.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение,
1968. - 464 с.
Бонецкая Н.К. Философия диалога // Риторика. - 1995. - № 2. - С.30-57.
Брунер Дж. Психология познания. - М.: Прогресс, 1977. - 412 с
Буракин К.Д. Родословная вещей. - М.: Малыш, 1985.
Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя дет.
сада. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.
Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя дет.
сада. - М.: Просвещение, 1985. - 143 с.
Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. - М.: Работник просвещения, 1930. -
222 с.
Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Педагогика, 1988. -
157 с.
Венгер Л.А. Наша группа (О развитии познавательных способностей ребенка). - М.:
Знание, 1978. - 94 с.
Вересов Н.Н. Мы - земляне // Дошкольное воспитание. - 1994. - №12. - С. 24-25.
Виноградов В. Н. Русский детский фольклор. - Иркутск, 1930. - 233 с.
Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг. - М.: Просвещение, 1993. - 127 с.
Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М.: "Академия", 1999. - 176 с.
Воловник Н.С. У истоков русского фольклора. - М.: Полиграфиздат, 1994. - 191 с.
Воспитание дошкольника в семье: вопросы теории и методики / Т.А. Маркова, Д.О.
Дзинтере, В.К. Котырло. - М.: Педагогика, 1979. - 191 с.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М.
Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989. - 95 с.
Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: Материалы Всероссийской
научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). - М., 2001. - 112
с.
Газман О.С., Вейс Р.М. и др. Новые ценности образования: содержание
гуманистического образования. - М., 1995.
Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального
общения // Педагогика. - 1999. - № 6. - С. 51-55.
Горбунова-Посадова Л.Н. Избранные мысли о воспитании и образовании Л.Н.
Толстого // Русь. - 1996. - № 6. - с. 96-102.
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2001-2005 годы". - М., 2001. - 56 с.
Гусев В.Е. Эстетика фольклора. - Л.: Наука, 1967. - 319 с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. - СПб.:
Акцидент, 1995. - 284 с.
Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1986.
Дьяченко О.М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста
педагогами дошкольных образовательных учреждений // Психологическая наука и
образование. - 1998. - № 2. - С. 18-24.
Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. - М.: Просвещение,
1990. - 172 с.
Журавлев В.И. Сочетание методов и средств в воспитании // Советская педагогика.
- 1985. - № 6. - С. 38-40.
Забылин М.М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия. - М.:
Русская книга, 1992. - 494 с.
Зайцев Б. Слово о Родине // Русская идея. - М, 1992. - С. 374-378.
Закон РФ "Об образовании". - М.: ИНФРА - М, 2000. - 52 с.
Запорожец А.В. Избр. психологические труды: В 2-х Т. - М.: Педагогика, 1986. -
Т. 1. Психическое развитие ребенка. - 320 с.
Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе функций и структуре
эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. - 1974. - № 6. - С.
59-73.
Землянухина Т. Особенности формирования любознательности дошкольников //
Дошкольное воспитание. - 1986. - № 11. - С. 32-35.
Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Школа-пресс, 1996. - 333 с.
Зотов Н. Д. Нравственная активность личности: сущность и этапы становления. -
М.: Знание, 1981. - 64 с.
Идейное наследие русской философии: Труды кафедрального
историко-филологического семинара СПбГУ. - СПб., 2000. - 183 с.
Ильин И.А. О России. - М.: Российский архив, 1991. - 31 с.
Ильин И.А. Творческие идеи будущего // Медный всадник. - СПб., - 2001. - № 7. -
С.9-22.
Караковский В.А. Воспитай гражданина. - М.: Московский рабочий,1987. - 142 с.
Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание: Воспитание! - М.: Новая школа,
1996. - 155 с.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников. - Н. Новгород,
1997. - 261 с.
Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной
действительностью. - М.: Академия, 1998. - 160 с.
Козлова С.А. Я - человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. -
М.: Владос, 2001. - 94 с.
Коменский Я.А. Материнская школа. - М.: Учпедгиз, 1947. - 103 с.
Концепция региональных подходов к организации воспитательной работы в
Ярославской области. - Ярославль, 1995. - 43 с.
Кошелева А. Д. Роль социальных эмоций в становлении нравственной позиции
дошкольника // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей
дошкольного возраста. - М., 1983. - С. 73-88.
Кошелева А.Д. Организация деятельности и руководство ею при воспитании
эмоциональной отзывчивости // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред.
А.Д. Кошелевой. - М., 1985. - С. 54-63.
Левитов Н.Д. Мать на жизненном пути человека. - М., 1958. - 28 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304
с.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - 143 с.
Лихачев Б.Т. Философия воспитания: Специальный курс: Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений. - М.: Прометей, 1995. - 282 с.
Лихачев Д.С. Земля родная. - М.: Просвещение, 1983. - Гл. Экология культуры. -
С. 62-142.
Лосев А.Ф. Родина // Литературная газета. - 1990. - № 4. - С.24
Макеева С.Г. Реализация педагогических идей К.Д. Ушинского в современной
русской школе: Метод. пособие. - Ярославль, 1997. - 96 с.
Маслин М.А. Велико незнание России // Русская идея. - М., 1992. - С. 3-17.
Мельникова Л.И. Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных
образовательных учреждений. - М.: Гном-пресс, 2000. - 88 с.
Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Пед.
о-во России, 2000. - 255 с.
Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / Научн. ред. Р.С. Буре. -
М.: М.П.О., 1994. - 92 с.
Островская Л.Ф. Каким растет Ваш ребенок? - М.: Педагогика, 1977. - 128 с.
Панкеев И. Русские праздники. - М.: ЭКСМО-пресс, 1998. - 252 с.
Панкратова Л.Ч. Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических
чувств // Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду - М.,
1989. - С. 71-79.
Педагогические идеи К. Д. Ушинского. - М.: Знание, 1971. - 79 с.
Педагогическое наследие. Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.
- М.: Педагогика, 1989. - 411 с.
Пигилова Т.А. Введение в предмет "Народная культура". - М., 1993. -
16 с.
Платон. Диалоги. - М.: Мысль, 1986. - 605 с.
Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. -
М.: Изд-во РАО, 1996. - 32 с.
Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста.
Концептуальный аспект. - Ярославль: НЮАНС, 1996. - 48 с.
Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. - М.: Аспект-пресс, 1995. -
151 с.
Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества // Избранные сочинения. - М.,
1952. - С. 205-206.
Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Л.З.
Неверович, А.Д. Кошелева и др.- М.: Педагогика, 1986. - 172 с.
Размышление о России и русских. / Сост. С.К. Иванов.- М.: Прогресс, 1994. - 461
с.
Рубцова М., Федосеева Л. Воспитание любви и уважения к матери // Дошкольное
воспитание. - 1984. - № 9. - С. 46-49.
Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А.
Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1980. - 208 с.
Сикевич З.В. Национальное самосознание русских: Социологический очерк. - М.,
1996. - 204 с.
Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. - М.: Политиздат, 1989.
- 447 с.
Стеркина Р. Я, ты, мы: Программа по социально-эмоциональному развитию //
Дошкольное воспитание, 1999. - № 7. - С. 2-16.
Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. - М.: Изд-во
МГУ, 1976. - 144 с.
Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - М.: Просвещение, 1991. - 205 с.
Суслова Э.К. Растим гражданина // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С.
82-91; № 2. - С. 86-89.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1989. -
286 с.
Сухомлинский В.А. Родина в сердце. - М.: Молодая гвардия, 1980. - 175 с.
Ухтомский А.А. Доминанта души: Из гуманитарного наследия / Сост. Л.В. Соколова
и др. - Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000. - 605с.
Ушинский К.Д. Воспитание человека: Избранное. - М.: Карапуз, 2000. - 256 с.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. Соч.: В 11 т. - М., 1950.
- Т.8. - 775 с.
Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1996.
Шадриков В.Д. Духовные способности. - М.: Магистр, 1998. - 182 с.
Шпикалова Т.Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения
подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России //
Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. -
Шуя, 1994. - С. 21-28.
Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. - М.: Парсифаль,
1993. - 38 с.
Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост. Л.И. Брудная- СПб.: Роспекс, 1996. - 552
с.
Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Речь, 2000. - 416 с.
Этика: Учебное пособие / Сост. С.Г. Колбовская - Ярославль, 2001. - 336 с.
Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.:
Педагогика, 1984. - 143 с.
http://malinovskay.livejournal.com/205741.html