Фермерское хозяйство. Продажа козьего молока Бюро переводов Санкт-Петербург Турфирма ОЛЬВИЯ Великий Новгород, ул. Чудинцева,9 тел. (8162)773-775, 55-82-29 Umka ;

Патриотизм позабыли в хранилищах библиотек

19.03.2013 14:31:02

Статью о патриотизме в редакцию Интернет-газеты «Новгородочки» прислала мама двух очаровательных детишек Елена Волкова. В ней она рассказывает о хороших книгах, на которых растут ее малыши.

Когда-то я прочла в литературе по воспитанию детей простую истину: все, что вы делаете с ребенком, должно находить эмоциональный отклик в вас самих. Если вам безразлично то, что вы делаете, это будет безразличным и ребенку. Он считает ваше отношение и переймет его. Наверное, по этой причине или же по наитию я никогда не читала своим детям те произведения, которые мне неинтересны. Иногда мы прочитывали какие-либо новинки по одному разу, но на повторное чтение меня никогда не хватало. В наше время очень много литературы для детей – от классики до книжного варианта зарубежных мультфильмов, но львиная часть ее не прошла бы цензуры, если бы такая существовала. Почему? Да потому, что современные издания зачастую грешат слишком поверхностным смыслом содержания, примитивными стихотворениями с рифмами типа «пришел-ушел», компьютерными картинками и прочей атрибутикой книг-однодневок.

Возникла проблема: где взять хорошие книги в том объеме, в котором мы всегда поглощаем их с детьми? Спасибо моим друзьям – подсказали библиотеку для дошкольников. Записала я туда сразу обоих детей (на тот момент одному ребенку было 4 года, второму исполнился 1 год), чтобы оформить семейный абонемент и брать по 30 книг сразу. К слову, примерно 30 книг у нас дома всегда и находится.

За первый месяц мы перечитали все энциклопедии о машинах, которые были в библиотеке. А когда в следующий раз пришли сдавать книжки и набирать новые, обнаружили полку с рассказами о Великой Отечественной войне. Я решила взять «на пробу» пару книг о детях-героях. И не прогадала: соотнося себя с этими детьми, мой сын просто загорелся темой войны. Видно было, как он им сопереживал. Особенно мальчишкам. Больше всего ему понравился Леня Голиков – наш земляк, рассказ о нем мы прочли не менее десяти раз.

леня голиков, ребенок герой

Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова – эти имена ничего не говорят большинству малышам нашей страны. И это страшно! В советское время о них знали все школьники, а сейчас их подвиги изучаются на уроках литературы бегло, и через месяц ученики уже не могут сказать, что совершили маленькие герои. Тем отраднее мне осознавать, что мой сын спустя год после прочтения книги отлично помнит подвиги детей и хочет быть на них похожим.

Постепенно мы перечитали все сборники рассказов о детях, перешли на сборники о солдатах. Есть замечательный сборник Сергея Алексеева «Рассказы о войне» (он существует во множестве вариантов компоновки рассказов), в котором говорится и о генералах, и о простых солдатах, и о военных буднях, и об устройстве солдатского быта. Все просто, лаконично, без, как сейчас принято говорить, «чернухи». Слог некоторых произведений настолько ритмичен, что складывается ощущение, что они написаны в стихах. Мы прочли этот огромный сборник не один раз. Потом наткнулись на книгу Веры Карасевой о блокаде «Маленькие ленинградцы». Поначалу я переживала, не слишком ли крутая книга для четырехлетнего ребенка? Но постепенно страх отпал. Я видела, с каким неподдельным интересом сын следил за повествованием. Перед дневным сном мы обязательно прочитывали 3 рассказа. А надо сказать, что рассказы замечательные. Не страшные совершенно. Да, держат в напряжении, но всегда заканчиваются хорошо и провозглашают вечные ценности – любовь к ближнему, поддержку и взаимовыручку, достоинство и честь.

К своему стыду, должна признаться, что конкретных фактов о войне я сама знала очень мало. В школе на уроках истории не запомнилось практически ничего из рассказанного нам учителем. Немного почерпнула знаний из фильмов о войне, которые раньше показывали не только 9 мая, но и в течение всего года. А потом была работа по изучению огромного пласта - психологии человека на войне. Я закончила филологический факультет, а дипломная работа была написана именно по военной теме: «Библейские мотивы в произведениях Василя Быкова». Работа над дипломом сформировала некоторые мои познания, но и сейчас пробел в знании истории нашей страны я восполняю, одновременно раскрывая огромную тему войны для своих детей. Раньше меня тянуло к военной теме только эмоционально, на уровне чувств, а сейчас появилась потребность знать факты, знать хронологию событий, чтобы давать максимально полные ответы на детские, но совсем не детские вопросы своего сына. А вопросов он задает много. Я не стесняюсь признаваться ему в своем незнании чего-либо. Мы стараемся с ним вместе найти и прочесть либо в книгах, либо в Интернете ответы и уже навсегда аккуратно уложить их в нашей памяти.

Я глубоко солидарна с классиками русской литературы, которые считали, что для детей не нужны специальные произведения. Нужно брать обычную «взрослую» книгу и читать из нее отрывки (либо же целиком), чтобы сформировать полноценную личность ребенка. Сказки типа «Колобок» и «Репка» должны уйти потихоньку к 2-3-летнему возрасту (зависит от интереса ребенка), а на смену им должны прийти правдивые человеческие истории о труде, о взаимоотношениях и прочем. В библиотеке мы нашли несколько книг на полках о выращивании хлеба, о производстве продуктов, но все они были больше технического плана – рассказывали об устройствах, конвейерах, но не раскрывали психологию человека-труженика: почему он трудится, почему бережет плоды своего труда. Я обратилась к библиотекарям с просьбой найти нам книжки старых советских малоизвестных авторов о труде, о пионерах и октябрятах, даже о детстве Ленина. Я сама лет в 6 с удовольствием читала рассказы о Ленине в журнале «Мурзилка». А рассказы о нем, кстати сказать, замечательные! Они учат добру, честности, дружбе и взаимопомощи. До сих пор обожаю рассказ о том, как Володя Ульянов с братьями и сестрами готовили для своей мамы подарки на ее день рождение. Вот где кладезь раскрытых перед читателем детских чувств, калейдоскоп эмоций. И надо сказать, что мой сын слушал рассказ с открытым ртом! А вечером сделал мне подарок. Просто так, без повода.

Но, я отвлеклась. Библиотекари нашли нам в хранилище несколько замечательных книг, в том числе и о Ленине. Мы прочли их. Потом попросили еще. И каждый раз для нас приносили книги из хранилища. На мой вопрос, почему такие сборники не стоят в свободном доступе, мне был дан ответ, что никто их и не спрашивает, никому не интересно. Более того, когда я просила рассказы о советских детях, библиотекарь, вручая книгу, как бы извинялась, что первые 100 страниц книги о коммунистах и Ленине:

- Вы их сразу пролистайте и читайте дальше.

Фото с сайта: knigaed.ru
дети, читающие дети, малышня

Мы пролистывать ничего не стали. Я вообще не понимаю эту тенденцию стыдиться истории своей страны и внушать стыд за нее своим потомкам. У нас с мужем в планах есть поездка в столицу и посещение если не самого мавзолея, то хотя бы прогулка рядом с ним.

И литературу о войне тоже практически никто не берет в библиотеке. Только школьники в период изучения темы войны накануне 9 мая. ОБИДНО!!! Мне как филологу, как маме, как человеку, глубоко сочувствующему и переживающему тему войны, горько осознавать, что ТАКИЕ книги читаются только по заданию учителя.

На данный момент мы перечитали почти все, что стоит на полках библиотеки в разделе «война». Если в произведении попадались довольно душещипательные моменты или даже страшные, я их переиначивала, опускала, чтобы не травмировать детскую психику.

Сейчас мы уже месяца четыре запоем читаем книги о труде и трудовом детстве советских деток. Их нам опять приносят из хранилища! А ведь это, можно сказать, золотой фонд - рассказы Паустовского, Горького и других писателей. Есть просто шикарная книга под названием «Золотые руки», изд-во Малыш, 1987г. Я ее даже в Интернете нашла и заказала за... 125 рублей. В ней собраны рассказы о строительстве БАМа, о династии шахтеров, о династии буровщиков (нефтедобытчиков), о семье пасечников. Меня поначалу и подкупил цикл о стройке века. Мой отец строил БАМ, но художественных книг об этом, тем более для детей, я не встречала.

Сейчас у нас дома на книжной полке стоят, готовые к прочтению, рассказы о детях Поморья Ю. Казакова «На еловом ручье», сборник рассказов о детях-партизанах, девочках-медсестрах Е. Воробьева «Незабудка» (судя по вкладышу, мы первые ее взяли), огромный сборник лучших рассказов и стихов из журнала Мурзилка «Путешествие с Мурзилкой» (опять же вкладыш девственно чист – только запись, когда мы должны книгу сдать). За прошлую неделю мы прочли сборник рассказов Паустовского про барсучий нос, кота-ворюгу и другие, а также малоизвестный рассказ о войне «Фюнфкиндер».

Меня как-то спросили подруги, а ты уверена, что твой ребенок понимает все, о чем вы читаете. Я ответила, что нет, не уверена. Но что могу, я сразу объясняю, что не знаю, изучаю, а потом рассказываю сыну. А если встречаются моменты, которые в силу возраста не могут быть правильно поняты ребенком, я этого не скрываю. Так и говорю избитую фразу: «подрастешь – поймешь». Но я точно уверена, что литературный вкус и привязанности я у сына формирую правильные, если уже сейчас на беседе у детского психолога на вопрос «на кого ты хочешь быть похожим, кто для тебя герой», сын ответил на Лёню Голикова.

Автор материала Елена Волкова


Google+
Рекомендуем: