Фермерское хозяйство. Продажа козьего молока Бюро переводов Санкт-Петербург Турфирма ОЛЬВИЯ Великий Новгород, ул. Чудинцева,9 тел. (8162)773-775, 55-82-29 Umka ;

Нейропсихологи считают, что Монтессори-терапия помогает их маленьким пациентам

25.03.2013 23:48:13

Нет большего несчастья, чем болезнь ребенка. Маленький, испуганный и грустный он смотрит на нас с кроватки больничной палаты. И страшно за него, и сердце разрывается. Каждая мать верит, что ее ребенку достанется самый лучший, самый профессиональный доктор. И он выберет самый точный метод лечения. В последние годы многие родители ребятишек с особенностями в развитии услышали волшебные слова «Монтессори-терапия», и с надеждой стали приводить детей к врачам Монтессори-терапевтам.

Мы решили предоставить слово медикам и психологам Московской областной детской психоневрологической больницы. К ним ежегодно приходят посоветоваться с Монтессори-терапевтом и другими медиками и психологами свыше 5000 родителей с детьми. Стационарное лечение получают здесь от 1100 до 1300 маленьких пациентов с различными неврологическими заболеваниями. А на диспансерном учете их состоит около 9000. Врачи и психологи рассказывали нам об особенностях Монтессори-терапии, о том, как она связана с нейропсихологией, и как с ее помощью можно помочь в коррекционной работе с детьми.

Ни для кого не секрет, что современная наука далеко не всегда может решить проблемы коррекции отклонившегося развития, агрессивности, гиперактивности и дефицита внимания у детей традиционными методами. Нейропсихология дает лишь представление о том, какие зоны мозга и какие функциональные системы оказались нарушенными либо несформированными у ребенка и, тем самым, позволяют подойти к причине трудностей. Но хотя она и обладает специальными методами обучения, направленными на преодоление этих трудностей, нейропсихологам часто приходится обращаться за помощью к Монтессори-терапевтам.

Фото с сайта: umclub.ru

дети,

При исследовании детей, проходивших лечение в МОДПНБ, отмечаются их сниженная работоспособность, колебания внимания, недостаточная сформированность речи; недостаточное развитие функций программирования и контроля; зрительно-пространственные трудности и трудности переработки слуховой и зрительной информации. Организация работы в Монтессори-группе начинается с построения так называемых особых видов движений по кругу, различного вида дыхательных упражнений, целью которых является профилактика осознания собственного тела. То есть, с влияния на подкорковые и стволовые образования мозга. Затем ребенок, руководствуясь принципом «я хочу», выбирает конкретный материал. Практически каждое упражнение имеет жестко закрепленную пространственную схему построения материала на столе либо рабочем коврике слева-направо и сверху вниз и заканчивается справа внизу. Поработав с материалом, ребенок должен вернуть его в исходное положение. Таким образом, действует принцип «я должен», обеспечиваемый когнитивными, речевыми процессами.

Все материалы в специально подготовленной среде располагаются в определенной последовательности. Сначала материалы зоны упражнений в практической жизни, за ней – зона сенсорного развития и т.д. Использование сенсорных материалов направлено на дифференциацию различных видов восприятия: зрительного, слухового и других. Умение работать с материалом приводит к формированию у ребенка принципа «я могу» - уровня прочных автоматических навыков, тренировкой передних отделов левого полушария головного мозга.

Монтессори-материал позволяет осуществить комплексный подход к построению коррекционных программ. Кроме того, каждый Монтессори-материал является тестовым и позволяет определить уровень развития ребенка. Сенсорный материал, например, построен так, что изменяется только один из параметров – либо цвет, либо форма предмета. Поэтому с его помощью можно проводить точную диагностику нарушений в развитии ребенка.

Сотрудничество детей и взрослых строится с учетом впитывающего мышления ребенка. Каждый Монтессори-материал имеет несколько уровней сложности работы, позволяя упрощать или усложнять работу. Высшие психические функции детей начитают развиваться в предметной деятельности и в сотрудничестве со взрослыми людьми. Вначале педагог дает ребенку презентацию материала и действий с ним, то есть, берет на себя функцию слабого звена ребенка, но постепенно зона ближайшего развития ребенка расширяется. Малыш выполняет упражнение самостоятельно с привлечением различных внешних опор. Это могут быть и обводка пальцем углублений блока с цилиндрами, и специальная постановка рук при введении понятий большой – маленький, длинный – короткий. В Монтессори-материале задан какой-либо из способов самоконтроля. Механический – в работе с геометрическим комодом, метки в шумящих цилиндрах, различные проверочные таблицы (сложение, умножение). Другими словами, различные внешние опоры позволяют ребенку без участия взрослого осуществить точное поэлементное действие. Каждый материал имеет как минимум один точный алгоритм применения. Выполняя упражнение, ребенок воспроизводит этот алгоритм неоднократно. Например, при построении розовой башни алгоритм построения ряда воспроизводится не менее 10 раз. Это приводит к автоматизации и переходу на следующий уровень мышления. Развернутое поэлементное выполнение построения розовой башни, когда ребенок вручную передвигает розовый куб, сравнивает его, определяет самый большой, повторяет сравнение, приводит к действию свернутому, переходит во внутренний план. Ребенок уже не повторяет весь алгоритм действий, он строит ряд, опираясь только на зрительное соотнесение.

Фото с сайта: super-mamam.info

дети,

В процессе сотрудничества ребенка и взрослого учитывается эмоциональная вовлеченность ребенка в работу. Так как развитие эмоциональной сферы является предпосылкой интеллектуального развития, в коррекционной работе такая закономерность имеет первостепенное значение. Занятия, упражнения создают благоприятный эмоциональный фон, стимулируют положительные эмоции. Ребенок, имеющий трудности при выполнении арифметических действий, горд собой, когда с помощью банка Золотого материала оперирует четырехзначными числами. Своими достижениями он делится с мамой, с окружающими его людьми. Повышается самооценка ребенка. Теперь он сам хочет заниматься математикой в свойственном только ему темпе.

Монтессори-терапия позволяет учитывать индивидуальные нейродинамические особенности ребенка. Темп работы он выбирает самостоятельно. Никто не торопит медлительного ребенка и не тормозит активного, ведь работа с Монтессори-материалом направлена на получение ожидаемого самим ребенком результата. Оценок ребенку тоже никто не ставит, он сам определяет, используя различные методы контроля, насколько справился с упражнением, и сам исправляет свои ошибки. Ребенок может работать с материалом столько, сколько ему необходимо, чтобы перейти к уровню свернутых действий.

Определяя специфику Монтессори-материала, мы говорим о правомерности его использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нейропсихические расстройства. В МОДПНБ более 500 детей были вовлечены в коррекционно-педагогический процесс с использованием Монтессори-терапии. В результате у всех детей была отмечена положительная динамика двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций.

Статья предоставлена развивающей студией в Великом Новгороде «Маленький гений».


Google+